БИОГРАФИЯ И АНАЛИЗ СТИХОВ НИКОЛАЯ ОЩЕПКОВА |
||
|
Ощепков Николай Ефимович родился 25 ноября 1945 года в селе Осиновка Чернушинского района Пермской области. В восемь лет пошел в школу в деревне Осиновка, где жил у бабушки Александры Самойловны. В третьем классе вступил в пионеры, за что неоднократно был избит бабушкой, жестокой, набожной женщиной. В четвертом классе учился в школе в поселке Ленинском Чернушинского района, где проживал с матерью с пятого по седьмой класс в селе Калиновка. Там он учился у известного фольклориста, самодеятельного артиста Комарова Федора Александровича, который работал директором школы. В пятом классе у Коли Ощепкова обнаружился поэтический дар. Началось все с небольшого стихотворения «Две книжки», которое он показал директору школы. Он прочитал, хмыкнул, и на этом дело кончилось. Прошло несколько месяцев, и вдруг в школу на имя Коли приходит письмо из «Пионерской правды». В том письме ему советовали больше читать, упражняться с рифмой, ритмом и так далее. И он прислушался к совету. В седьмом классе учился играть на духовых инструментах, а так же на баяне и гармошке. В школьные годы были написаны пьесы «Ералашный день» и драма «Убит неопознанным», эти первые произведения не сохранились. Вот что вспоминает поэт о своей юности: «В пору детства и юности человек начинает жадно впитывать творческое наследие народа, перенимать от окружающих все лучшее. Мне повезло: я жил в песенном краю. Уже тогда были хорошо известны знаменитые «Калиновские частушки», прозвучавшие в Москве на фестивале в исполнении чернушан. Огромное влияние на меня оказал учитель литературы, а позже директор школы, страстный участник самодеятельности Федор Александрович Комаров, а в последствии - известный уральский композитор Л.Л. Мель. Он учил меня творческой взыскательности, повышенной требовательности к себе». В 60-ом году, после окончания семилетней школы Коля поступает в строительное училище в городе Акале Челябинской области. В 61-ом году бросил учебу и вернулся домой. Устроился на работу в местный леспромхоз. Стал заведовать клубом в поселке Ленинском, а затем в селе Калиновка. В том же 61-ом году написал свою первую песню о водителях лесовозов. Музыкальное образование Ощепков Николай Ефимович получил на курсах баянистов-хоровиков от Дома Творчества в Кунгуре в 1962 году. А затем поступает в Московский университет искусств имени Н.К. Крупской и в 1964 году оканчивает. 18 ноября 1964 года призван в ряды Советской Армии. Сначала служил в учебных частях в городе Чебаркуле Челябинской области. Здесь впервые в жизни печатает свои стихи в армейских газетах. Событием этого периода является право стоять в оцеплении на Свердловском аэропорту во время приезды Фиделя Кастро. Участвует в семинаре корреспондентов и поэтов в городе Свердловске, где читает свое стихотворение «Большая медведица» на совещании военкоров Уральского военного округа. После чтения этого стихотворения он получает от писателя Юрия Трифонова книгу с дарственной надписью: «Коля! Пусть твоя поэзия вечно светится, как созвездие Большая медведица». Впоследствии на эти стихи Л.Л. Мель напишет музыку. Ощепков продолжает службу в ГДР в группе Советских Вооруженных сил. После окончания действительной службы остается на сверхсрочной. Служит начальником армейского клуба, киномехаником, библиотекарем, художественным руководителем Дома офицеров. Во время этой службы произошла творческая встреча с композитором В.П. Соловьевым-Седым, который благословил его творчество. Служба в армии - это пора возмужания, пора становления личности. Николай в это время пишет стихи и песни о службе, о любви, о самоотверженности солдат. Вернувшись после службы в армии на родину в 1973 году, Ощепков работает в Чернушинском РДК, директором клуба «Энтузиаст», руководителем Дома техники «Нефтяник». Он внес большой вклад в развитие творческих коллективов РДК: народного театра, ансамбля песни и танца, агитбригады; вел активную пропаганду народной музыки. Николай Ефимович всегда был в гуще жизни. Писал сценарии для массовых праздников, тематических вечеров. Его стихи и песни звучали по областному радио, телевидению, печатались в местных газетах. Он откликался своим поэтическим словом на все значительные и замечательные события в жизни и города, и района, и нашей большой страны. Редкий праздник, редкое выступление самодеятельных коллективов на Чернушинской земле, да и далеко за ее пределами, обходится без песен созданных Ощепковым Николаем Ефимовичем. Это и не удивительно, потому что в песнях его воспеваются красота родного края, нелегкий труд хлеборобов, люди суровой и мужественной профессии - добытчики «черного золота». Здесь приложена только малая часть стихов Ощепкова. Его архив так и не собран. Часть стихов, напечатанных для читателей, осталась в районной газете, другая часть, переложенная на музыку - у ансамбля «Прикамские узоры», а остальные стихи, написанные часто второпях, хранятся у друзей и знакомых. И все же, даже по этим строчкам можно многое сказать о нашем самобытном поэте. Главное в его стихах - лиричность, музыкальность, желание выразить поэтическими строчками все, что переполняет его душу. Будучи одновременно композитором и поэтом, Ощепков, создавая свои творения, в первую очередь опирался на ритмику стиха, в дальнейшем предполагая сочинить на них музыку. Поэтому главной особенностью его поэзии является музыкальность. И если стихотворение так и не стало песней, отработанная под музыкальную фразу форма чувствуется сразу. В композиционной основе его поэзии лежит строфа, чаще из 4-х, реже из 6 строк, в которой всегда содержится законченная мысль. Еще одна особенность – тематика. Будучи музыкальным руководителем народного коллектива, Николай Ефимович выбирает для песен и стихов те темы, которые публика, чаще сельская, воспримет душой и будет петь сама. Главным здесь можно назвать тему родины, природы и тему любви. Стихи о родине у Ощепкова разноплановы, диапазон их достаточно широк: от скромной деревенской улицы, родной Чернушки до России-матушки. Родившись в уральском селе, затерявшемся в глубинке, поэт не может не воспеть свое «босоногое детство» а вместе с ним и родные песни под баян. Об этом он пишет в стихотворении «Наследство»: Жизнь моя! Деревенское детство Под нехитрую песню берез… Его родная сторона наполнена звуками: музыкой, песнями: «песни берез», «за околицей пели баяны», «заливались взахлеб соловьи»… И именно … песню, как будто наследство Подарила Россия моя. Одними из самыми известных песен не только ансамбля «Прикамские узоры», жителей Чернушки, Осы и других районов стала песня Ощепкова «Край Прикамский». Исполняемая в торжественной манере здравицы, она и сейчас не утратила своей актуальности. Рефреном из строфы в строфу идут строчки: И вновь рябины в косынках красных Легли узорами на полях. Цвети и здравствуй, наш край Прикамский, Земля родная, любовь моя! Тема «рябинового Урала» у Николая Ефимовича представлена ярко и разнообразно. Я родился в песенном краю, Где горят рябинами закаты…,– пишет он в стихотворении «Счастье», а в Прикамских частушках задорно приглашает «к нам в Чернушку на рябиновый Урал». Рябина действительно растет на Урале везде: в лесу и на перелесках, на опушке, на берегах речек и, конечно же, в палисадниках. Весной, раскрывая свои пушистые цветы, а летом, превращаясь в красавицу, усыпанную тяжелыми красными гроздьями, рябина часто символизирует одиночество и печаль. «Тонкая» она больше в лесу. Вырастая же вольно и свободно, она становиться кудрявой, стройной, похожей на молодую девушку или невесту, что очень точно подметил поэт в стихотворении «Деревенская улица»: Как невесты, рябины красуются В полушалках по каждым окном. Есть у Ощепкова несколько песен, посвященных только рябине, например, «Моя рябина красная». У нас рябины, как девчата, В косынках красных под окном, Грустят о чем-то в час заката, О чем-то девичьем своем. Рябина для него «мечта», «судьба», она всегда живая и притягательная. В стихотворении «Рыжий билет» «в модных сарафанах» вышли провожать журавлей или Словно Русь моя в цветастой шали С тихой песней вышла погулять. Это стихотворение, написанное в 80-е годы, где Ощепков, хотя и пытается «осовременить» свой словарь, не делает последние строчки выбивающимися из колеи привычного фольклорного направления: Я ищу забытую тропинку, Я иду к рябинам наугад, Где уже последнюю пластинку Крутит мне маэстро листопад. Песни классиков 70-80 годов, наполненные тонким лиризмом, задушевные и певучие, стали сейчас уже образцами русской песенной классики. И очень близки к ним творения Николая Ефимовича. В косынке яркой тонкая рябина, Мне кажется, по-девичьи поет. Я верю, в сердце каждого мужчины Красавица Аленушка живет. («Женщины России») Но, наверное, самый яркий «рябиновый» образ присутствует в стихотворении «Уральское утро»: И на опушке куст рябины, Как капли крови на снегу… Тревожное ощущение усиливается в стихотворении «У российских околиц», где рябина приобретает символ тоски и печали. Здесь она «сыновья судьбина»: Помнит мать: на ветру вырастала ты робко, Первых ягод твоих не дождался сынок: Увела по весне его узкая тропка Под тяжелое небо военных дорог, – а затем уже символ материнской печали: У Российских околиц пылают рябины – Неизбывная, жаркая боль матерей. Для выросшего в лесном краю поэта не только рябина имеет символическое значение. Деревья наделяются человеческими чертами. И если Златокудрый клен рябину Целует в жаркие уста, то … Березка, милое созданье, В лесной тиши кого-то ждет. Осенние картины встречаются в стихах Ощепкова очень часто. Но не менее ярки и зимние сцены, ведь деревья сами по себе в его творениях встречаются очень редко: в основном каждый образ дерева связан с какой-то вехой в человеческой жизни: Я тебе покажу, как волшебник Будет клен и березку венчать. Как запляшут и сосны, и ели, Снегири будут «горько» кричать. И будь то «черемуха – белая красавица», или лазоревки, «желтеющие на лугу», любое дерево или деревенская околица,– все они доказывают главное: это милая, родная сторона. Пусть дарит май пургу – не гладиолусы, И тонет цвет черемухи в снегу. Я не ищу другой земли на глобусе, Я верность краю в сердце берегу! («Грустит баян над задремавшим озером») Та же идея содержится и в стихах о Чернушке, давно ставшими известными песнями. Не зря рефрен песни о Чернушке известен многим жителям нашего города и района: Нам без Чернушка, как без Родины, На белом свете не прожить. Как бы ни упрекали критики поэтов за стихи о «малой родине», часто очень похожих одно на другое, земляки лучше всего знают и любят у поэтов именно эти стихи. Ощепков, как никто другой, сумел воспеть свой родной город и прикамский край так, что его песни надолго будут любимы. Над Чернушкой зорька встала, За узором ткет узор, Расстилала по Уралу Самоцветный свой ковер. («Прикамские частушки») В песнях «Нефтяные короли», «Милая Чернушка моя», «Песня о Чернушке» и многих других чувствуется искренняя любовь поэта к родному краю, желание донести это чувство до земляков. Многие стихи Ощепкова автобиографичны, но они чаще всего воспринимаются читателями и слушателями как «свои», так как биография поэта – это биография целого поколения. За околицей волки, бесясь, Выли, зимнюю стужу кляня… А в избушке старушка, крестясь, Нарекала Миколой меня. По внешности довольно невзрачный, невысокого роста, одетый в обычную одежду, Николай Ефимович не привлекал к себе внимания, он был просто одним из многих. Деревенских любил мужиков За характер их русский простой. Но стоило взять в руки баян, как он мгновенно преображался. Играл он виртуозно, замечательно, часто сам пел глуховатым, с хрипотцой, голосом. Пел искренно, проникновенно. Потому, наверное, его нехитрые поэтические строчки так близки каждому, что выражал он думы и чаяния многих людей. Счастье – слышать каждый колосок За селом, где плещутся зарницы… («Счастье») творчество Ощепкова неотделимо от земли, от людей. Оно питалось истоками той среды, в которой он рос, воспитывался, мужал, жил радостями и печалями своих земляков. В душе его жило уважение к земле, родителям, к старшим людям, которые давали уроки жизни. Мы в детстве жили при иной морали, Когда я что-то, помню, натворил, Чужие люди уши мне надрали, А батька их за то благодарил. В нем навсегда осталось благоговейное отношение к матери своей и ко всем матерям на свете. Он чувствует их радость и боль, видит негативные стороны жизни, заставляет задуматься об отношении к престарелым, беспомощным. И чья-то мать, когда-то просто мама Не знала, что дождется черных дней, И кулачки, что к сердцу принимала, Вдруг силу будут пробовать на ней… Достаточно много написал Николай Ефимович стихов и песен о любви. Лиричные, задушевные, они и сейчас покоряют любую аудиторию. Вращаясь в круговороте времени, работая руководителем концертных коллективов, Николай Ефимович, конечно, часто занимался так называемыми «однодневками». Юбилеи, праздники, встречи – так приятно привезти трудовому коллективу песню, посвященную именно ему. Поэт знал, что это не настоящее творчество, поэтому большинство таких песен так и лежит в его архиве. К сожалению, в различных архивах лежит еще много его настоящих, талантливых стихов, так и не увидевших свет. Творчество поэта так и не изучено до конца, не обработано, но хочется надеяться, что Чернушку все же обрадует замечательный подарок: сборник стихов и песен нашего земляка.
|
|
© МОУ "ГИМНАЗИЯ", 2008 |